Проектъ "РАДИОЛА"


Встраиваем компьютер в бабушкину радиолу :)

Проектъ "РАДИОЛА"

Автор: Ioaнъ
Редакция: moddix & pk4y

80% работы занимаютъ 20% времени,
а оставшиеся 20% работы,
соответственно 80% времени.
- Законы Мэрфи


Господа, решилъ поделиться съ вами воспоминаниями по поводу хода Проекта "Радиола". Въ целомъ время осуществления проекта составило около 6 месяцевъ, правда именно за верстакомъ было проведено только лишь отъ 48 до 72 часовъ, зависитъ отъ того, какъ считать. Окромя прочего, проектъ вышелъ достаточно бюджетнымъ - на железки было потрачено около 400 бакинскихъ, а самъ "пациентъ" - радиола безъ названия и знаковъ отличия въ нерабочемъ состоянии и вовсе безплатно. Поскольку это былъ мой первый проектъ въ стиле custom - пришлось разориться ещё и на некоторыя инструменты- на кругъ вышло порядка 200-300 баксовъ (Спасибо жене, что терпитъ все эти железки :).

Инструменты, что были использованы въ работе:

аналогъ "Дремеля" (изъ провинции Ляо, что въ Поднебесной), съ наборомъ отрезныхъ круговъ, щётокъ, шлиф.круговъ, etc.,

дрель, съ наборомъ свёрелъ,

электролобзикъ, соответственно со своими пилками,

ножницы по металлу,

пассатижи, бокорезы, узкогубцы и т.п. пинцеты,

паяльникъ, со своими приблудами, приспособлениями, кислотами, припоями, etc.,

всяческия линейки, чертилки, керны, и подобныя имъ приспособления,

огромное количество небольшихъ шуруповъ, а также винтовъ М4 х 10…

В целомъ, стиль Радиолы необходимо было максимально выдержать именно "винтажнымъ", отъ того я ея даже не сталъ перекрашивать. На самомъ деле, старый девайсъ имеетъ просто шикарно-потрёпанный видъ, особый запахъ и всё такое, мне показалось, что любыя изменения внешности "испортятъ" красоту этого ящика.

Предпостроечный периодъ - проектирование и закупка необходимого, не занялъ много времени. Поскольку концепция родилась сразу же, остальное было, скорее, деломъ техники.

Соответственно замыслу были куплены комплектующия:

мать Gigabyte G7N или какъ то такъ ея звали,

процессоръ АМД Бартонъ 1800, его удалось слегка разогнать усилиями некоего Зиллёнава, кулеръ Tt,

CD-DVD-rom Pioneer, это, пожалуй, единственная модель безъ трэя, т.е. экстракция диска происходитъ черезъ щель, какъ въ автомобильныхъ CD проигрывателяхъ.

винчестеръ Seagate 30 гектаръ (поскольку проектъ былъ бюджетный, то покупать новый винтъ я не сталъ)

память 512 мб, Kingston,

видеокарточка Radeon 9600,

TV-tuner - Pinnacle PCTV internal

аудио - SB Creative Audigy 5.1

В довершение картины были приобретены два обычныхъ 80мм. кулера, что призваны были заменить штатныя динамики, которыя располагались за тряпочкой на передней панели.

И работа началась...

Для начала изъ корпуса многостадальной старушки были извлечены и безжалостно снесены на помойку уже порядкомъ запылённыя внутренности. Оставилъ только огромныя подстроечныя резисторы, и фурнитуру: ручки, верхнюю панель с моторчикомъ для пластинки, переднюю стеклянную панельку, съ нанесёнными на неё частотами радиостанций и т.п. характерныя вещи.

После обмера матери большой металлической линейкой, перенёсъ размеры и расположение крепёжныхъ отверстий на полъ (въ смысле на нижнюю часть :) корпуса и, соответственно разметке, были просверлены шесть отверстий. Само же крепление матери къ полу выглядело примерно такъ: винтъ М5 х 25, на которомъ насажены (по порядку): шайба, гроверъ, мать, резиновая сантехничская прокладка, полъ кузова, шайба, гайка. Несмотря на то, что въ теории гроверы используются для предотвращения саморазвинчивания разъёмного болтового или винтового соединения, въ данномъ случае, слегка "разведенный" гроверъ играетъ роль упругого элемента. Резиновая прокладка: d12, h6, также амортизируетъ мать при втыкании въ неё разновсяческихъ девайсовъ.

Такимъ образомъ мать была не просто закреплена, а встроена въ силовую структуру корпуса. Забегая вперёдъ сообщу, что этому я очень не обрадовался, когда она сгорела нахренъ :)

Следующимъ этапомъ было крепление БП - его решено было крепить надъ процессоромъ къ верхней раме корпуса. Для этого пришлось его разобрать, насверлить нескольно отверстий въ крышке, прикрутить крышку къ месту крепления на раме и лишь потомъ вдевать БП въ его же крышку снизу. Получилось, что крышка привичена насмерть, а БП держится на ней буквально на одномъ винте. Поскольку такое положение вещей меня никакъ не устроило, пришлось "пришивать" его ещё и къ торцу боковой панели корпуса, что и было сделано.

Винчестеръ надо было крепить къ противопложной боковине. Для этого былъ закупленъ металлический детский конструкторъ, и изъ его дырявыхъ планокъ было сооружено Г-образное крепление и ещё много всяческихъ прикольныхъ девайсиковъ. Противоположная сторона винта, фиксировалась обычной плоской дырявой планкой - выглядитъ это всё на редкость забавно, однако держится неплохо. Къ слову сказать - всё закреплено настолько не по-детски, что даже ежели трясти всю эту конструкцию вытянувши въ шаловливыхъ ручонкахъ - ни единаго звука изъ нея не донесётся!

Винчестеръ полностью закрытъ дномъ сидюка, который живётъ подъ самой верхней панелью кузова, въ специальной корзине, изготовленной изъ крышки отъ старого БП. Онъ крепится вертикально, соответственно дискъ выплёлываетъ вверхъ. Винтъ, конечно же греется, сидя въ тесной кондейке между сидюком и стенкой кузова, но, какъ гласитъ народная мудрость: "Паръ костей не ломитъ". :

На этомъ первый день творчества закончился.

Второй день конструирования, однако наступилъ вовсе даже не "завтра"… Къ сожалению въ жизни есть ещё множество не менее интересныхъ делъ, например- работа :

Въ такомъ состоянии проектъ находился примерно съ июля по ноябрь- стоялъ въ загородной резиденции, обложенный паяльниками, дрелями и прочимъ стаффомъ. Вновь взяться за него меня побудилъ неотвратно надвигающийся конецъ года и, соответственно срокъ сдачи проекта. Забылъ упомянуть въ начале, что сей ящикъ собирался въ качестве подарка сестре!

На тотъ моментъ неяснымы оставались несколько моментовъ - изъ чего делать верхнюю панель и какия именно функции выводить на рукоятки. Совещания и консультации со всеми встречными и поперечными представителями околокомпьютерного сообщества дали три основныхъ варианта:

- торцованная нержавейка (это съ такими понтовыми концентрическими кругами по всей поверхности),

- ДВП/фанера (древесно-волокнистая панель, некоторыя колхозники ея ещё "оргалитомъ" кличутъ)

- плексъ, онъ же оргстекло, онъ же акрилъ.

Вариантъ съ нержавейкой, однако, незамедлительно пришлось отвергнуть из-за неимоверныхъ трудностей, предвидящихся съ обработкой. Однако, это былъ бы, пожалуй, самый симпатичный вариантъ оформления. На такой панели очень комильфо смотрелись бы никелированныя гнёзда для светиковъ, что указываютъ на активность жёсткого диска и наличие питания на маме, а также "вандалоустойчивыя" пимпы включения компа и перезагрузки. Въ принципе, конечно же, можно было бы сделать чертёжъ и, соответственно всю деталь, на заказъ, но, поскольку, предусмотреть сразу всё практически невозможно, а бегать за каждымъ новымъ отверстиемъ на "заводъ", фигурально выражаясь, очень не хотелось.

Вариантъ оформления верха съ помощью ДВП/фанеры тоже отпалъ. Даже несмотря на то, что это былъ бы, видимо, самый лёгкий въ обработке материалъ. Отпалъ по прозаической причине - некрасиво. Даже ежели отшлифовать и отполировать лакированную фанерку, даже если она шпонирована ценными породами дерева, всё равно ощущение тяжеловесности и неизящности присутствовало бы…

Сначала вообще то была идея насчётъ панели изъ стекла, однако наведя справки, удалось выяснить, что панелька 30х40 изъ 5мм. закалённаго стекла съ фрезеровкой и сверлениемъ всеразличныхъ отверстий будетъ стоить порядка 120 бакинскихъ. Отъ такихъ расценокъ эрекция на стекляную панель резко скукожилась, если не сказать сильнее. Ну и методомъ исключения остался только плексъ.

Но въ этотъ моментъ произошла очередная неприятность. Какъ всегда, за доверие къ заведомо ложной информации, что проливается въ виде рекламы изъ голубыхъ экрановъ расплачивается покупатель. Такъ вышло и со мною. Какъ известно, передняя панель, тамъ где верньеры настройки и громкости у меня разбилась на две половинки при транспортировке въ багажнике самобеглой повозки подъ управлениемъ крайне нетрезвого водителя по сильно пересечонной местности. Естественно, что опосля афтерпати, вспомнивъ про рекламу съ Камазами, рвущими железобетонныя кольца, аки туалетную бумагу, понуро побрёлъ въ автозапчасти за "Поксиполомъ".

Замешанъ и завёрнутъ… посмотримъ же…

Половинки намазалъ… и, помолясь, совокупилъ другъ съ другомъ. Замечу сразу, что черезъ пару дней, давъ шву подсохнуть, зачистилъ шовъ съ наружной стороны - получилось неплохо, и даже не особо заметно. На первый взглядъ получилось весьма крепко! Незамедлительно пробилъ себе аллилуйю за сообразительность и выписалъ внеочередной батлъ вкуснаго кагора. Однако, уже черезъ месяцъ, начавъ хвастаться при скоплении гостей хорошо склеенной стекляшкой, взялъ ея за одинъ край и слегка потрясъ… приклееый конецъ неожиданно отвалился и, сделавъ прощальный кульбитъ въ воздухе, смачно разлетелся на осколки съ названиями городовъ и станций… Вобщемъ, пришлось думать ещё и объ изготовлении передней панели.

Чертежи были приготовлены за одинъ вечеръ въ Corel'e и переданы въ контору, занимающуюся наружной рекламой. При заказе обсуждались вопросы пескоструйки, фрезерования и т.п., однако, въ целяхъ оптимизации затратъ по количеству "спущеного" бобла заказалъ я лишь тёмно коричневую тонировку. Весь заказъ обошолся въ 600 деревяшекъ, что стало приятнымъ сюрпризомъ… Какъ выяснилось - радость моя была преждевременна. Ибо именно тонировку то оне и не сделали! :

Т.е. я такъ понялъ, что обсуждая разныя варианты украшения они просто забыли про тонировку, этимъ и была обусловлена низкая цена, неизмеримо возрадовавшая меня. Но тутъ, по обнаружению, сей подлянки пришлось вспомнить замечательную Русскую поговорку, про то что скупой платитъ ракомъ… въ смысле дважды :. И снова въ автозапчасти. На этотъ разъ за тонировочной плёнкой.

Продавала тётка, оттого вразумительной консультации получить не удалось. Заверивъ меня, что все "нормальныя пацаны" умеютъ обращаться съ такой фигнёй, тётка приняла деньги. Гмъ… такъ то оно можетъ быть и такъ… но я къ сообществу стритъ, простите, "рейсеровъ", тюнингующихъ папины четвёрки наклейками, имею честь не принадлежать… ну да, что тамъ! Справлюсь!

С позволения сказать "тонировка" оказалась простымъ до безобразия деломъ - наплюхалъ мыльныхъ стружекъ въ блюдце съ водою, разболталъ пальцемъ, намазалъ губкою или тряпкою на поверхность, накрылъ плёнкою и разгладилъ плёнку силиконовымъ шпателемъ - и вся недолга! Сохла вся эта бодяга примерно два дня, опосля чего была незамедительно прикручена къ корпусу. И даже специальнаго фабрично-заводского училища не пришлось заканчивать… :

Тутъ была обнаружена очередная подлянка отъ производителей панелей. Эти раздолбаи просверлили отверстие для кнопки экстракции сидюка на два миллиметра дальше, чемъ требовалось по чертежу…

И вотъ, наконецъ, ящикъ въ сборе. Пробный пускъ… и ничего… :(

Очень, знаете ли обидно…

Начинаю разбираться - питалово, шлейфы, оперативка… всё вроде въ порядке.. всё работало (проверялъ всё въ сборе въ старомъ АТХовомъ корпусе)… непонятно…

Разборы длились съ переменнымъ успехомъ примерно неделю. Ситуация комичная - всё заводится, однако сигналъ на мониторъ не поступаетъ. Ставилъ другую видюху… ставилъ другую память… отключалъ все девайсы отъ питания - ничего не помогаетъ. Радиола перемещается на операционный столъ къ Зилу. Зилъ умный - Зилъ починитъ.

Всё раскидали въ разныя стороны - всё по одиночке работаетъ, вместе - никакъ. Обнаружили интересность - за 2 секунды работы матери северный мостъ (онъ безъ радиатора) нагревается такъ, что палецъ обжигаетъ. Прикольно, конечно, однако непорядокъ. Сделали, какъ это не прискорбно выводъ, что мама скончалась. Похороны обещали быть шумными - ибо времени оставалось въ обрезъ. При вскрытии установили, что скорее всего маму зашибло чем-нибуть тяжолымъ… типа упавшего на неё въ процессе сборки БП…

На совке, въ спешномъ темпе, приобретается вторая мать - сестра близнецъ помершей (чтобы никто не догадался! :). Какъ и следовало ожидать - крепления усопшей идеально подошли новой мамке. Включили - заработало! На радостяхъ всё съели и всё выпили! Въ тотъ же день на совке были приобретены ещё и два 80мм кулера съ кольцомъ холоднаго катода по кругу - оне были вписаны вместо отчисленныхъ "обыкновенныхъ" карлсоновъ. Теперь при включении морда девайса светилась яркими и весёлыми голубыми фарами!

Подъ днище кузова былъ присобаченъ полутораметровый кусокъ дюралайта, уложенный въ форме буковки "О" по периметру днища. Поскольку свето-кишка дико греется во время своей нелёгкой работы - питание у неё отдельное, на 220 вольтовскихъ, т.о. эту хрень можно выдернуть изъ розетки безъ вреда для здоровья системы.

Опосля этого всего внутрь ящика были пересажены ТВ-тюнеръ и 5.1 канальная звуковуха отъ престарелого донора - на удивление, девайсы шустро начали жизнедеятельность подъ руководствомъ опытныхъ драйверовъ… Посмотревъ киношку, такъ некстати начавшуюся по "ТВ-тюнеру" ящикъ былъ съ помпой накрытъ всеми панелями, временно снятыми для монтажныхъ надобностей и по-быстрому отвезёнъ и подаренъ сестре, отъ греха подалее, пока не развалился…

За такой шикарный подгонъ мне, естественно, выписали абонементъ около горячихъ закусокъ. И наливали чаще, чемъ остальнымъ.

 

Прошло 4 месяца…

Большому кораблю - большая торпеда, говаривали мудрыя древния немцы, пуская на дно транспортъ "Лузитания"… Такъ и тутъ. У нашумевшего проекта - шумныя болячки.

Какъ выяснилось совершенно случайно (при многократномъ включении :) Деревянный ящикъ недаромъ былъ въ прошлой жизни корпусомъ отъ радиолы - резонаторъ изъ него - что-надо! Т.е. при обращении къ винту онъ довольно громко "штрекаетъ" своими железками. Кроме того, вентиляторы тоже гудятъ изъ-за резонанса более, чемъ хотелось бы.

Вследствие этаго - Радиола на некоторое время возвращается въ сборочный цехъ на установку резиновыхъ или силиконовыхъ амортизаторовъ на ВСЕ винтовыя соединения. Также, глухая (и слепая :) задняя панель будетъ перфорирована 20 мм. отверстиями. Диаметръ рассчитанъ въ аэродинамической трубе ЦАГИ им. Жуковского. Труба находилась въ выключенномъ состоянии, вычисления производились "на глазъ" :. Аминъ.

Писано Iоанномъ. Лета две тысячи пятаго. Въ резиденции.

Обсудить статью на форуме



Рейтинг (голосов):4.00(4)



Личная моддинг коллекция